Lovetorun — беговые путешествия

Проблемы языка и речи у детей

Дети, страдающие нарушением речи, могут испытывать трудности в понимании и в выражении своих мыслей. Но есть методы, которые могут помочь в решении данной проблемы.

Введение

проблемы языка и речи у детей

проблемы языка и речи у детей

Язык один из важнейших навыков, приобретаемых нами в жизни. Чем бы мы ни занимались дома или на работе, нам необходимо общение с членами нашей семьи, друзьями, коллегами. Без языка невероятно трудно поделиться своими мыслями и чувствами с другими, создать длительные дружеские отношения, давать и получать информацию и познавать мир, в котором мы живем.

Для каждого ребенка важно научиться понимать язык. Дети учат язык в течение настолько короткого промежутка времени, что решающим становится дошкольное обучение – когда в ранние годы родители и няни играют ключевую роль в развитии у ребенка коммуникативных навыков.

Проблемы языка и речи – наиболее распространенное явление, с которым сталкиваются дети в период своего развития. Исследования показывают, что как минимум 1 из 10 детей в Великобритании испытывает проблемы с языком и речью, в основном в ранние годы развития.

Язык – это ключ к познанию. Исследование Агентства по изучению основополагающих умений и навыков (Basic Skills Agency), проведенное в 2002 г. показало, что, по мнению учителей, 50% детей идут в школу, не имея основных навыков, позволяющих приступить к учебе.

Какие же проблемы, связанные с языком и речью, могут возникнуть у ребенка, и чем могут помочь родители?

Подробнее

Сегодня все чаще и чаще встречаются дети со следующими проблемами:

  • Понимание разговорной речи
    Дети могут испытывать трудность в понимании значений слов и понятий. У них могут быть проблемы с выполнением просьб, указаний; затруднено понимание  условий игр и заданий, а также усваивание сказанной информации. Часто дети с такими нарушениями могут понимать что-то, лишь подражая другим детям, или исходя из ситуации. Тем не менее, для них и это может быть трудным, поскольку они не могут полностью понимать того, что им говорят.
  • Разговорная речь
    Дети могут испытывать проблемы с разговорной речью. Они сталкиваются с проблемой порядка слов и не могут построить предложения, выразить правильно свои мысли и описать действия в игре или сообщить о своих ощущениях.
  • Производство звуков речи
    У детей может появиться проблема с артикуляцией их собственной речи: они могут воспроизводить лишь ограниченное количество звуков, испытывая трудности в произнесении каких-то особых звуков в простых или длинных словах. Не всегда легко можно разобрать, о чем они говорят, от чего у них может возникать боязнь быть непонятыми.
  • Внимание и восприятие речи на слух
    Многие дети, испытывающие проблемы речи и языка, испытывают также проблемы, связанные с восприятием разговорной речи (хотя часто со слухом у них все в порядке). Трудность заключается в неумении сконцентрироваться на задании и просьбе взрослого.
  • Социальные навыки
    Проблемы речи и языка могут влиять на развитие социальных навыков у детей, чувство восприятия себя и других, а также способность строить отношения с другими и учиться.

Последствия

Задержка в развитии в одной из указанных областей может оказать глубокое влияние на раннее развитие ребенка. Результат такого влияния зависит от степени задержки развития ребенка и его особых факторов.

Из-за этих проблем дети с нарушением речи и языка могут испытывать трудности с соблюдением распорядка дня и в процессе обучения – напр., если ребенку трудно понимать разговорный язык, то ему так же трудно выполнять просьбы/указания, особенно когда просят что-то сделать или НЕ делать.

К тому же, предложения с более чем одним элементом могут вызывать затруднение – напр., «Возьми бумагу и карандаш и присядь за столик для рисования». Ребенок может выполнить отдельные элементы из этого предложения, но когда все элементы вместе, он не может обработать их сразу. Здесь помогают короткие предложения со вспомогательной информацией и жестами.

Дети, которым трудно сделать так, чтобы их поняли взрослые и другие дети, могут проявлять заторможенность, когда они что-то делают, задают вопросы, рассказывают о чем-то, хотят подружиться с другими детьми. Они не всегда могут спеть песню или рассказать стихотворение и испытывают трудности с запоминанием сказок и другой информации. В этой ситуации можно предложить  упражнение с помощью ключевых слов, например: «Ты хочешь поиграть в машинки или порисовать?»

Из-за проблем с вниманием ребенку трудно в полной мере насладиться игрой, нарушается способность чередования, трудным становится восприятие на слух и усвоение команд. Плохое представление о времени и последовательности повторяемых событий могут привести к тому, что ребенок может стать неуверенным, особенно если порядок событий, к которым ребенок привык, меняется. Соблюдение заведенного порядка и ассоциация этого порядка с картинками могут помочь в решении проблемы.

Чувство досады и смущения, возникающие в случае нарушений с речью и языком, могут стать причиной  поведенческих проблем. Дети могут выражать свое разочарование и гнев явно, либо становятся очень тихими и замкнутыми, если они чувствуют, что акт общения для них слишком сложен.

В дополнение к этим наиболее общим вопросам, у детей, имеющих проблемы речи и языка, могут появиться особые затруднения в доступе к материалам на раннем этапе обучения. Почти все цели учебного процесса в раннем возрасте так или иначе опираются на способность ребенка воспринимать и передавать информацию. Дети, имеющие проблемы в любой из обсуждаемых здесь областей нуждаются в поддержке, которая поможет им усвоить по максимуму получаемые ими знания.

Стратегии, которые помогают

В ранние годы можно использовать ряд стратегий, помогающих выявить и поддержать детей, испытывающих трудности с языком и речью.

Некоторым детям помогают визуальные ключи и напоминания при выполнении повседневных задач, а так же при знакомстве с новыми словами и понятиями. Используйте фотографии или картинки самих детей, выполняющих какие-либо задания для визуального представления. Можно также использовать картинки, чтобы помочь детям определиться с выбором занятия.

Если речь затруднена, дети могут с помощью картинок выразить свое желание заняться тем или иным. Постарайтесь сначала продемонстрировать детям последовательность выполнения задания, и только после этого попросите их сделать это, таким образом у них будет практическая, визуальная информация о последовательности действий, которые им нужно выполнить, чтобы добиться нужного вам результата.

Одним из самых сложных моментов – это наблюдение за своей собственной речью, особенно если вы говорите быстро в беседе с детьми. Своей речью вы сможете помочь детям развить их собственные навыки речи. Снизьте темп речи, упростите речевые обороты и старайтесь чаще повторять слова и мысли.

Не поступайте так, словно вам нужно своей речью заполнить тишину – некоторым детям нужно больше времени, чтобы подумать, прежде чем они что-то скажут. Оставляйте для них паузы. Попробуйте сократить количество вопросов и акцентируйте внимание на важных словах в предложении, которые несут информацию, напр.: «Посмотри, а вот и большой мишка».

Старайтесь контролировать действия детей – называйте их имена, ждите, пока они посмотрят на вас. Возможно, вам придется вырабатывать для них речевые модели, предлагая что-то на выбор: «Ты хочешь сок или молоко?». Либо вы можете повторять то, что сказал ребенок, чтобы убедиться, что вы правильно его поняли и позволить ему самому услышать, как правильно произносятся слова.

Используйте повторяющиеся фразы, когда речь идет о знакомых видах занятий, комментируйте действия детей, когда они играют в непринужденной форме, и добавляйте от себя информацию к тому, что они уже сказали. Например, ребенок может сказать: «грузовик», а взрослый может добавить: «Правильно! Это большой синий грузовик».

Развитие внимания и восприятия на слух

Важно, чтобы дети слушали речь. Большая часть детей проявляет интерес к языку, и процесс этот происходит естественно. Тем не менее, некоторым детям трудно сохранять внимание и умение слушать, что может повлиять на развитие речи.

Навыки внимания и умения слушать позволяют развить социальные навыки. Детям необходимо научиться сосредотачивать свое внимание на другом человеке и уметь слушать его, сохранять зрительный контакт, начинать разговор и игру. Помочь им можно следующим образом:

  • Уберите отвлекающие вещи. Дети смогут легче сосредоточиться, если уровень шума будет низким, а отвлекающие факторы сведены к минимуму.
  • Смотрите на ребенка, когда вы говорите с ним. При этом важно сохранять зрительный контакт, показывая тем самым, что вы их слушаете.
  • Поощряйте хорошее внимание ребенка и его умение слушать. Положительная реакция поможет ребенку понять, что он делает все правильно, и развить нужные навыки.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий